Логопед
| Логопед - Кузнецова Дарья Михайловна Телефоны: 8-961-692-46-08 Режим работы:
|
На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного
возраста
В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 2-3 раза в день, по 5-10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.
Лягушка – хоботок. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» (широко открывать рот) и упражнение «Хоботок» (вытягивание губ вперед)
Блинчики – вкусное варенье. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя». Улыбнуться, открыть рот. Язык в форме чашечки облизывает верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, ка бы проглаживая ее. Темп упражнений постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Футбол. Рот закрыть, кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щеку, так чтобы под щекой надувались мячики.
Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края загнуть в форме чашечки. Удерживать до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние губы. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остается неподвижна.
Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком влево-вправо.
Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом должен быть открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно медленно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
Гармошка. Положение языка ка в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывается. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).
Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем научиться говорить
правильно, четко и красиво. Надо помнить, что четкое произношение звуков является
основой при обучении письму на начальном этапе.
Основные правила при выполнении заданий логопеда
1. Логопедические задания выполняются с ребенком в течение 15-20 минут 2-3 раза в неделю.
2. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
3. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном ее выполнении вы можете получить у учителя-логопеда.
4. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
5. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи, однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям и воспитателям надо в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
6. Пусть выполненное задание станет игрой для ребенка.
7. Приучайте ребенка бережно относиться к тетрадям и прилагаемым карточкам.
Делаем дыхательную гимнастику правильно!
Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать. Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала можно прижимать их ладошками). Упражнения нужно повторять не более 3-5 раз, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.
Пузыри в воде. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке – легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.
Свеча. Ребенок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
Погаси свечу. Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов – толчков: «фу-фу-фу».
Погрей ладошки. Ребенок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х-х-х».
Цветочный магазин. Предложите ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, и на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»
Снежные занавески. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Открывает широко рот и удерживает соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.
Карандаш. Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.
Костер. Перед ребенком кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,
достаточную громкость, плавность и выразительность речи
Развитие правильных речевых навыков дошкольников
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков. Поэтому воспитателям необходимо придерживаться ряда правил:
1.Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2.Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- посредством называния окружающих предметов и явлений, развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
- в собственной речи, четко проговаривать окончания слов, дать детям возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. Например: это жук; нет жука; ищу жука; думаю о жуке; рисую жука, Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.)
- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно ( например: положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);
- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ….», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3.Обращать внимание ребенка на процесс пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо, (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, холодная; цвет: зеленый, желтый).
4.Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю- ребенку.
5.Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и не навязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6.Воспитатели должны учитывать, что
реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то
чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать
воспитателей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности
каждого ребенка, помочь вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Коррекционно-развивающие игры
Игры представляют собой варианты упражнений
на автоматизацию звуков, осложненные лексико-грамматическими заданиями.
Коррекционно-развивающие игры дают возможность:
1.обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
2. повысить речевую мотивацию;
3. компенсировать недостаточность фонематического слуха;
4. повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
5. активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
6. автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
На занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. Вначале взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы. Подобные игровые приемы можно использовать в дидактических играх. Рациональное использование режима дня ребенка помогает воспитателю реализовывать задачи развития речи, не увеличивая при этом учебную нагрузку. Также необходимо иметь тесную связь с родителями, которая является одним из важнейших направлений коррекционной работы по развитию речи ребенка.
Как пополнить словарный запас у детей 6-7 лет
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут времени.
Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства, предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.
Большое значение в обращении детского словаря работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению слова (антонимы и синонимы).
Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д. Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлепать; веселый – озорной – смешной. Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).
Для родителей:
Развитие речи ребенка.
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.
Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?
Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут в более старшем возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Почему важно отвечать на вопросы детей?
Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы:
1 группа. Познавательные вопросы.
Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.
2 группа. Коммуникативные вопросы.
Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.
Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.
Как правильно отвечать на вопросы детей.
Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.
К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.
Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)
Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.
Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача — мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.
На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе.
Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.
Когда начинается развитие речи у детей?
Для родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полуторамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), затем гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, баба»). Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэтому доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяжении многих минут может повторять один и тот же звук, тренируясь таким образом в их артикуляции.
Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного времени).
Например, ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторяет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выражает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.
Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребенок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим громко музыку, считающим, что они делают это не только для собственного удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для себя особых условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не баловство — это забота о правильном развитии малыша.
Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им.
Таким образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляционной мимикой, только тогда появляется способность к звукоподражанию
В жизни, к сожалению, приходится часто наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры на расстоянии, между делом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его лица. В таком случае для малыша это только шум.
Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой артикуляции звуков.
Как расширить словарный запас ребенка?
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.
Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, — обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». — «Листопад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.
Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.
Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.
Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.
Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма выражения мысли станет привычной для него.
Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглируют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка болтать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.
Говорите с ребенком правильно!
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.
Речевая готовность ребенка к школе
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.
С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов, им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.
Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Основные показатели речевой готовности:
1. Сформированность звуковой
стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических
групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к
звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять
начальный гласный звук из состава слова; анализ
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный
типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово»,
«предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки
послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.
Уважаемые родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!